1. Главная
  2. Педагогам
  3. Учебный процесс
  4. Здоровьесберегающие технологии в Сибайской гимназии-интернат

Здоровьесберегающие технологии в Сибайской гимназии-интернат

Здоровье человека — тема актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад.Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически и нравственно здоровой личности. В связи с этим в гимназии-интернате с  2005 года реализуется программа «Здоровье». Чтобы достичь эффекта в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышении духовности среди молодежи, в рамках данной программы в гимназии-интернате проводятся следующие мероприятия:
Администрацией на родительском собрании знакомит родителей обучающихся  с программой «Здоровье», в которой обозначена и роль родителей в ее реализации. Также проводит ежегодный семинар для педагогов по здоровьесберегающим технологиям.
Каждое утро проводится гимнастика для учащихся.
Медсестра проводит беседы с учащимися на различные темы, касающиеся здоровья, такие как:
-Мода и здоровье
-Половое воспитание девушки
-Профилактика чесотки
-Как предупредить заражение гриппом
-Значение прививки в профилактике заражения гриппом
-Польза активного отдыха на свежем воздухе
-О гигиенических требованиях к постели
-Твой режим дня. Значение правильной организации режима дня для предупреждения переутомления
-Профилактика свиного гриппа
-Профилактика простудных заболеваний
-Воздушный режим в спальне
Оформлены несколько санбюллетеней, которые вывешиваются в стенах общежития.
Также медсестра осуществляет контроль за выполнением СанПиНа, в ходе которого проверяются:
•    санитарно-гигиеническое состояние школы, пищеблока;
•    полноценное питание учеников;
•    световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортзалов, мастерских;
•    соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, рассаживание учащихся согласно рекомендациям; контроль за проведением физкультминуток на уроках
Проводится декада по охране зрения (цель: определение остроты зрения учащихся; составления списка учащихся с пониженным зрением; проведение профилактических мероприятий (зарядка для глаз, рассаживание учащихся).
Ведется прививочная работа; противорецидивное лечение детей с хронической патологией фитотерапией, физиотерапией, массажем (т.е. проводится оздоровление учеников в стационаре). Контроль за выполнением назначений врачей по результатам  диспансеризации осуществляют воспитатели.
Большое внимание уделяется эстетическому виду гимназии и озеленению школы, в связи с этим стены школы выкрашены в спокойные, приятные для глаза зелено-голубые и розовато-бежевые тона; на стенах висят картины с пейзажами районов Республики Башкортостан, в коридорах на каждом подоконнике имеются цветы; многие кабинеты имеют хорошо оформленные зеленые зоны.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма, являющееся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, мы будет способствовать здоровьесбережению. С этой целью на уроках проводятся физминутки для снятия нагрузки с глаз, мышц спины и тела. Учителя следят за правильностью осанки учеников.
Для подростка важно, как относятся его сверстники к проблеме, их мнение –  результат совершаемых действий. Поэтому все воспитательные мероприятия в школе проводятся с участием в подготовке и проведении  самих учащихся или полностью организованы старшеклассниками, входящими в состав школьного самоуправления. Это проведение различных акций «Мы за здоровый образ жизни!», «Мы против СПИДа», «НЕТ курению!». Участие в акциях основано на принципах добровольности, гуманности, альтруизма. Такие акции  формируют активную жизненную позицию по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья.
Закрепление навыков ЗОЖ, углубление познаний учащихся 7-11 классов проходит в ходе таких мероприятий как игры на свежем воздухе; эстафеты; туристический слет, «День здоровья», военно-спортивная игра «Зарница», спортивное мероприятие «А ну-ка, парни!».
В сентябре в школе проходит традиционный туристический слет. На разработанном и подготовленном учителями физкультуры маршруте ребята соревнуются в ловкости, скорости, меткости и умении  ставить палатку.
В рамках дня здоровья проводятся:
•    эстафета «Здоровым быть модно!»
•    соревнование по шашкам и шахматам «Выбор за тобой!»
•    волейбол «Молодежь за ЗОЖ!»
•    соревнование по теннису «Спорт – это жизнь»
•    соревнование по борьбе; баскетбол; волейбол между командами 11-классников и педагогов
•    подвижные игры на свежем воздухе «Мы против вредных привычек»
•    конкурс комнат (на самую уютную, эстетически оформленную  комнату)
Ежегодно проводится игра «Зарница», охватывающая все классы (с 7 по 11-е).
Проводится мероприятие «А ну-ка,  парни!», в ходе которого 3 команды соревнуются в подтягивании на перекладине, поднятии 16 килограммовой гири, перетягивании каната, сборке и разборке АК-74 на время, заправке кровати на время, надевании противогаза, выполнении команд отбой и подъем, армрестлинге, игре «Дартс», стрельбе   из пневматической винтовки, волейболе.
Каждый понедельник на школьной линейке подводятся итоги спортивной деятельности учащихся. Победители награждаются грамотами, благодарственными письмами, поощряются ценными подарками.
Классными руководителями осуществляется выезд с классом на природу.
Использование игровых технологий позволяет обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, снять эмоциональное напряжение, повысить ресурсы психологической адаптации. С этой  целью психологом проводятся игротерапия, тренинговые занятия на сплочение коллектива во вновь набранных классах.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциала. В целях реализации педагогами индивидуального подхода к учащимся ежегодно педагогом-психологом ведется  психологический мониторинг для выявления личностных особенностей, стиля учебной деятельности учеников, их положения в классном коллективе Проводятся беседы с воспитателями и классными руководителями, каждый из которых имеет результаты мониторинга по своему классу; также проводятся лекции для родителей о том, как себя вести с людьми, склонными к суициду, раздаются памятки. В школьной газете «Толпар»,  имеется рубрика «Советы психолога», где публикуются советы по борьбе со стрессом, о том как помочь людям пережившим душевную травму и т. п.
Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Поэтому психологом по пропаганде ЗОЖ на линейках проводится  лекция на тему «О вреде пагубных привычек».
Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных ситуациях. Так, гимназия-интернат взаимодействует с представителями ДПС (лекция о правилах поведения на дороге), сотрудниками МЧС (показ фильма по основам безопасности жизнедеятельности), наркологии (лекция о последствиях употребления наркотических веществ), здравоохранения (лекция овенерических заболеваниях), центра СПИД (лекция  на тему «Мы против СПИДа).К здоровьесберегающим технологиям относится также организация здорового питания. Ученики в интернате питаются 5 раз  в день, при этом каждый день получают разнообразное, сбалансированное, витаминизированное питание. Подводя итог, можно сказать, что внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы – это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Меню